Культурные коды Украины

24 Мая 2020 4.7

Задумываемся ли мы, ради чего живем? И какой сегмент жизни является для человека определяющим? Независимо от страны проживания, вероисповедания, этнической принадлежности или благосостояния. Обычно за деревьями мирской суетой леса не видно.

Нет сомнения в том, что здоровье необходимо человеку, чтобы просто хотя бы сносно существовать. И это забота в первую очередь о своем теле. Но ведь не этим человек отличается от животного, верно?

Казалось бы, таким аспектом может быть образование, ведь с его помощью мы познаем мир. Но познание мира не есть самоцель, а лишь средство для достижения чего-то более важного, значимого. Образование – лишь механизм для осознания человеком самого себя и окружающего мира.

Организация экономического уклада, социальные аспекты, спортивные состязания и самое важное в этом ряду – труд на благо самого себя или страны – это все необходимые атрибуты нашего повседневного бытия. Необходимые, но недостаточные для того, чтобы можно было утверждать – человек, это звучит гордо!

Нет сомнения в том, что таким основополагающим аспектом является культура. Это единственная сфера, которая априори не предполагает извлечения выгоды, а есть лишь конечная цель прилагаемых усилий. Конечно, сегодня и живопись со скульптурой, и поэзию с прозой, и музыку с театром и кино поставили на меркантильный конвейер и превратили в источник дохода, а обладание вполне конкретными, овеществленными культурными ценностями сделали тождеством гордыни. Но от этого произведения искусства и в целом культурные коды не утратили свою духовную сущность. Если физический труд способствует человеку в более глубоком понимании жизни, то культурологические аспекты – ощущению ее и наиболее полному самовыражению. Ярким примером этого является языковая составляющая – на ней сколь угодно можно спекулировать, но до тех пор, пока вполне конкретный язык жив и востребован, он является культурным кодом данной нации и ее духовным воплощением.

Смею утверждать, что в любой нации, в любом народе следует различать объем и уровень культурной составляющей. Понимание первого из них означает, на сколько, как говорится, культура проникла в массы. Насколько глубоко и объемно основная масса населения твоей страны имеет возможность приобщаться к культурным ценностям, созданным человечеством. Подчеркну – не только к культурным ценностям одного народа, одной титульной нации, но максимально возможного всего мирового многообразия. Иначе все вырождается в субкультуру.

Уровень культуры народа не коррелируется напрямую с заботой государства о насыщении тем или иным объемом культурного наследия нации. Он заложен глубоко в духовном, ментальном подсознании вполне определенного слоя ее представителей. Которые и сами создают духовные, культурные ценности и способны осознать важность сохранения и преумножения культурного кода народа. Вместе с тем, носители этого кода определяются не только уровнем знаний в том или ином сегменте культуры, но зачастую и уровнем толерантности и уважительности, терпимостью и взаимопониманием, не всегда объяснимым простыми словами ощущением красоты, прекрасного. Очень возможно, что для этого необходим определенный набор хромосом, генетический код, передающийся из поколения в поколение. И чем больше таких личностей способно влиять на организацию жизни государства и страны в целом, тем более сильным и самодостаточным является тот народ и та нация. Более способным выдержать ту же культурную экспансию извне.

Применительно к современной Украине все вышеизложенное указывает на то, что мы находимся в очень низкой точке траектории нашей культурной парадигмы. В этом и вина нашего государственного руководства всех последних лет, и беда всего украинского народа. Первые не понимают своей миссии организаторов и хранителей культурного кода нации, второй – не обладает способностью к сопротивлению. И прослойка хранителей этого самого культурного кода, который способен поддержать уровень культуры, оказалось очень тонкая.

За годы независимости то национально-интернациональное государство, которое априори предполагало развитие многоцветия в культурных аспектах, скукожилось до самоосознания себя как титульной нации. Но дальше этого самого самоосознания не продвинулось, не предприняв никаких конкретных шагов даже для развития специфической украинопрофильной составляющей.

Использование и развитие языка остановилось на уровне суржика песен типа Верки Сердючки, театрально-эстрадная составляющая со временем стала затрамбованной репризами «Квартала95», скатившись в конечном итоге до демонстрации игры мужскими гениталиями на рояле; в целом песенный жанр, отвергнув пережитки прошлого в виде цензуры, деградировал как в музыкальном, так и в смысловом аспектах. От театральных постановок лучших классических образцов прошлого отказались по причине того, что те зачастую и отождествлялись с «империей зла», частью которой Украина по сути была всегда, а новых достойных произведений, как и новой исторической оправдательной доктрины не изыскали…

Жалкие потуги президента Виктора Ющенко по части реконструкции украинской истории а-ля Батурина – гетьманской столицы, «Ґринджол» как апофеоза украинской эстрады, Мистецкого арсенала как образца музейного искусства и Института исторической памяти как единственно возможного трактования украинской истории закончились «армовірой» Порошенко. На этом уровне украинская культура пребывает и сегодня.

Примерно равные усилия по затрамбовыванию украинской культуры в асфальт внесли периоды президентства Януковича и Порошенко. Выгода и меркантильность стали синонимами их руководства страной. А украинские меценаты по части сохранения культурного наследия еще не вызрели – у нас в стране идет все эти годы процесс первичного накопления и перераспределения капитала. И так как мы открыты всем демократическим ветрам – что с Запада, что с Севера, – преград этому процессу пока не видно.

По примеру «старших товарищей» украинской власти не заморачивается организацией культуры на местах и как бы нарождающаяся – согласно реформы местного самоуправления – местная власть. Дома культуры, бывшие центрами районов, как в городе, так и на селе, в процессе закрытия крупных промышленных предприятий, на баланс местных властей в большинстве своем не перешли. А значит, «очаги культуры» со всей своей культурной атрибутикой предоставили народу, их посещавшему, возможность заниматься самообразованием и окультуриваться дома. Понятно, что ни голубые экраны, скармливающие народу информационную джинсу, ни решения руководства страны, занятого по большей части зомбированием населения с целью просто удержаться у власти, этому не способствуют.

Так что у нас с культурой все, как по классику и организатору революции начала прошлого века – «низы не могут, а верхи не хотят». Объем культуры в Украине скукожился до уровня узкой прослойки ее носителей где-то в ее глубинке. Не в глубинке страны, а где-то глубоко в ее душе. И если дело так пойдет и дальше, то ростки этой самой культурной составляющей во вполне осязаемые всходы превратятся очень нескоро.

Сергей Знаменский,
главный редактор газеты «Позиция»

Дискредитация божества

Трудно пропагандировать превосходства демократических процедур ввиду неприглядных...

Чужих не жалко?

Размежевание по водоразделу «свои--чужие» ещё долго будет управлять...

Горячий лед: россияне и чехи снова вспоминают...

Большой спорт и большая политика – вещи тесно переплетённые и взаимосвязанные

Удастся ли сберечь и развить стратегические отрасли

Олег Уруский: «Верю, что в депутатском корпусе ВР по-государственному мыслящих...

Экономическая субъектность плюс суверенизация...

Почему начинать восстановление субъектности нужно с возвращения монетарного...

Дмитрий Джангиров: Официальный Киев ведет себя так,...

По мнению политического консультанта Дмитрия Джангирова инициатива президента...

Куда ведут узкие коридоры

Ослабляя одного олигарха, президент делает другого олигарха сильнее. Поэтому — или...

Дальше, чем подземный туннель в Берлине

Харьковские соглашения надо отменить. Но привлечение к уголовной ответственности за...

Социальная апатия: тревожный симптом

Локомотивом выхода из кризиса будут базовые отрасли, а не IT-технологии

Не надо молчать!

Киев обрел в Исааке Трахтенберге не только преданного сына, но и блестящего летописца,...

Жесткая полемика как составная процесса

Каждая сторона считает, что потери, связанные с продолжением конфликта, ниже тех,...

Издержки «безальтернативного пути евроинтеграции»

Рынки субрегионов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии имеют многообещающий...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка